Wall берет интервью у критиков, фотографов, художников и кураторов, чье мнение и опыт нам глубоко не безразличны.

Выставки COMMUNICATION 1.0 (Россия) и COMMUNICATION 2.0 (Швеция)

Участники группы PARAZIT:
Александр Шишкин-Хокусай, Алина Халитова, Андрей Сикорский, Александр Строков, Алена Терешко, Коля Садовник, Гуппа «Карозич», Герасим Кузнецов, Керим Рагимов, Тимур Мусаев-Каган, Иогрь Плотников, Татьяна Дубовская, Вера Светлова, Иван Смирнов, Петр Швецов, Эмилия Санги, Дмитрий Жеравов, Семен Мотолянец, Грета Демарис, Татьяна Поле, Натали Феофилова — Фетинг, Александр Морозов, Владимир Лило, Валерия Александрова, Игорь Яновский, Катарина Кано

Художники Studio 44:
Jannike Brantås, Laetitia Deschamps, Chih-Lin Yeh, Carolina Hindsjö,  Kjell Hansson, Rikard Fåhraeus, Monika Masser, Andro Zverev, Susanne Högdahl Holm, Penja Hesselbäck, Katarzyna Piorek, Masoud Shahsavari, Tina Willgren, Ekaterina Sisfontes, Kolenka Rammi

Куратор — Екатерина Сисфонтес
Координатор: Алена Терешко
Продюсер: Вера Светлова


Выставка «Коммуникация» была задумана почти два года назад и, несмотря на изменившиеся условия, или благодаря им, приобрела особенную важность для участников проекта и неожиданно поменяла форму воплощения в жизнь.
14 участников Стокгольмской независимой группы художников Studio 44 и 24 участника независимого объединения художников «Паразит» обмениваются выставками под единым названием «Коммуникация», используя необычную и неожиданную художественную практику создания объектов искусства.

Художники в заранее определенных констелляциях создают объекты, пользуясь лишь словесным описанием и возможными эскизами работ художников-иностранцев. Результат заранее не предсказуем. В некоторых случаях присутствует и фактор языкового барьера.

Галерея Борей гостеприимно предоставила шведским художникам пространство для петербургской части проекта, которая проходила с 5 по 27 августа 2022.
В Швеции выставка пройдёт в пространстве галереи Studio 44 c 6 по 25 сентября 2022.

 

Интервью Веры Светловой — продюсер выставки в России и Екатерины Сисфонтес — куратор проекта в Швеции

Проект «Коммуникация» — однозначно эксперимент и испытание
Проект «Коммуникация» — однозначно эксперимент и испытание

о чем проект 

Светлова
Проект «Коммуникация» — однозначно эксперимент и испытание. Это открытые двери в мастерские художника. Проект невзначай заставляет оставить свои амбиции и испробовать себя на вопрос лояльности и терпимости во всем, что касается авторства.

Сисфонтес
В проекте Коммуникация соединились множества вариаций самого слова. Начиная от прямого сообщения информации и вплоть до полного непонимания собеседника, все что нас связывает с окружающим миром — есть результат коммуникаций. В современном мире, где нет необходимости личного знакомства, для составления мнения или создания совместного проекта, но где политическая реальность может исковеркать информацию хуже сломанного телефона, сложно представить себе более актуальную тему для творческого воплощения. 

послание зрителю 

Светлова
Если говорить о послании к зрителю. То надо учесть, что данный проект это прежде всего лаборатория, а значит зритель скорее будет очевидцем, не более. Зрителю предоставляется возможность увидеть результат, итог всего события и возможно главным у зрителя будут впечатление и осознания, что всё работы были созданы в процессе диалога между авторами. Именно общение становится инструментом появления той или иной работы в нашем проекте.
 
Сисфонтес
Сама суть коммуникации стала посланием для зрителя. Все участники проекта пытались передать свое понимание влияния коммуникаций на мир. Путем передачи своего видения через порой совершено неизвестного ему человека, как художника-медиума, каждый из нас старался донести собственную идею. В итоге проект приобрёл форму исследовательской работы, почти академическую составляющую.

Проект «Коммуникация» — однозначно эксперимент и испытание

фотографии с выставки Communication 2.0 предоставлены Александром Морозовым

фотографии с выставки Communication 2.0 предоставлены Александром Морозовым  

фотографии с выставки Communication 2.0 предоставлены Александром Морозовым  

как происходило сотрудничество

Светлова
Сотрудничество между авторами было изначально прописано в концепте похожим на инструкцию — с четкими правила игры. Художники из Швеции выбрали близких по духу двоих художников из России (в группе Parazit численность художников превысила численность художников Studio44 в два раза. Далее, приступив к общению, создавали художественные работы.Однако в процессе воплощения изначальной идеи происходило множество изменений. Одни авторы довольно быстро покинули проект, другие  напротив включилися в последний момент и проявил активность в комуникации.
 
Сисфонтес
Сотрудничество проходило многослойно. Сложностей было достаточно. Во-первых, половина шведских художников отказалась от участия по вполне понятным причинам. Во-вторых, языковой барьер во многих случаях был очень явным. В-третьих, курировать проект через интернет с таким количеством различных констелляций участников было неимоверно сложно. Без помощи Алёны Терешко, как со-куратора Питерской части проекта, и Веры Светловой — продюсера русскоговорящей стороны, это было бы невозможно. Процесс порой происходил почти в слепую. Но понимание важности проекта и безусловный интерес всех оставшихся в нем участников оказали магическую силу. В тоге — удивительная возможность переосмыслить собственную идею, воплощенную руками и талантом другого художника.

сложности коммуникации

Светлова
На выставке была инсталляция созданная из распечатанной переписки художников. Можно было увидеть разные подходы по предложению тем и пониманию этих задач авторами. Сразу можно вычленить основные характерные типы образованных творческих союзов:
1)"диктатный"-послушные не спорящие, преданно исполняли волю автора, который фактически прописывает весь технологический процесс изготовления работы,
2)"дружба» — интуитивно чувствующие доверие друг к другу авторы, они больше обсуждали глубинность концепции и почти без обсуждения технологии исполнения,
3) «любовники» стоит отметить редкий, но значительный для проект «Коммуникация»  вид революционного союза, когда художники более ценили не переписку, а  насколько это было возможным очное общение (по зуму), создавали  один проект, не разделяя его на художник -медиум, как было прописано в правилах, а напротив настаивали на общности и единстве работы,
4)"дежурные» — художники принявшие вызов но, не раскрывшие идею до конца, возможно из-за занятости или непонимания озвученой в диалоге темы.

как тебе этот проект как устроителю 

Светлова
В проекте «Коммуникация» я участвовала и в роли художника и в роли продюсером. У нас даже имелся небольшой бюджет на продакшн художникам и на печать афиш. Моя задача была вовремя откликаться на вопросы и просьбы главного куратора «Коммуникации» Екатерины Сисфонтес. Особенно дорого нашему сердцу было то, что мы представляли наших шведских коллег в родных для группы PARAZIT залах Галереи Борея. И мы от всей души старались предоставить возможность для хорошей экспозиции художникам Studio44.

 

Сисфонтес
Думаю, займет время осмыслить результат этого проекта. Талантливейшие художники, согласившиеся на участие в такой непредсказуемой авантюре, просто герои.  Мне кажется, мы чуть не первые в мире, под влиянием внешних обстоятельств, были вынуждены на именно такое решение воплощения выставочного проекта. Отсутствие опыта создания подобных проектов фактически не сказалась на результате. Ну и конечно, мы все многому научись, что-от поняли и что-то переосмыслили во время процесса.

и как со стороны автора, участвующего в нем

Светлова
 Как участник проекта, с момента объявления его, я считала проект малозначительным и похожим на студенческую клаузуру, точно несерьезным. Когда я начала общение с художником Susan Hogdahl Holm сразу проявились контуры задач, озвученного ранее проекта и именно с первых писем и началась работа, стало интересно и азартно, и любопытно каким будет результат. А принимая еще такой аспект как исторические катаклизмы, в условиях которых воплощался проект, и вовсе поражает своей актуальностью.
 
Сисфонтес
В связи с тем, что несколько шведских художников отказалось от участия, я работала напрямую с четырьмя проектами от пяти художников. Опыт поразительный. Так получилось, что я работала с раньше неизвестными мне, в основном, художниками. Хотя среди художников объединения PARAZIT у меня много личных друзей. Результат воплощения моих идей просто поражает как визуально, так и акцентировкой. Находясь в процессе работы с идеями художников я внезапно для себя создавала совершенно не свойственные мне как художнику объекты искусства. В общем одна сплошная магия.
 

фотографии с выставки Communication 1.0 предоставлены Гретой Демарис

фотографии с выставки Communication 1.0 предоставлены Гретой Демарис

ИНТЕРВЬЮ

Проект «Коммуникация» — однозначно эксперимент и испытание

Тимур Мусаев-Каган: ''Все больше думается о зрителе''

Проект «Коммуникация» — однозначно эксперимент и испытание

Екатерина Соколовская: ''Максимально разделять зоны ответственности''

Проект «Коммуникация» — однозначно эксперимент и испытание

Арсений Несходимов: ''Автопортрет — это своего рода биография''

Проект «Коммуникация» — однозначно эксперимент и испытание

Екатерина Юшкевич: ''Часто шучу над тем, что меня расстраивает''

Проект «Коммуникация» — однозначно эксперимент и испытание

Вера Замыслова: ''Надо не подстраиваться, а менять''

Проект «Коммуникация» — однозначно эксперимент и испытание

Наталья Резник: ''Визуальный язык это всегда эксперимент''

Проект «Коммуникация» — однозначно эксперимент и испытание

Евгений Молодцов: ''Нужен шаг назад — к «новой искренности»''

Проект «Коммуникация» — однозначно эксперимент и испытание

Сергей Потеряев: ''Организовать свою выставку можно всегда''

Проект «Коммуникация» — однозначно эксперимент и испытание

Анна Заведий: ''Мне интересно то, что современно по своей сути''

Проект «Коммуникация» — однозначно эксперимент и испытание

Юлия Бориссова: ''Я люблю создавать книги''

Проект «Коммуникация» — однозначно эксперимент и испытание

Виктория Мусвик: ''Лично мне ужасно не хватает музеев! ''

Проект «Коммуникация» — однозначно эксперимент и испытание

Варя Гладкая: ''Каждый автор по-своему осмысляет действительность''

Проект «Коммуникация» — однозначно эксперимент и испытание

Ирина Толкачева: ''Удручает отсутствие общей системности''

Проект «Коммуникация» — однозначно эксперимент и испытание

Владимир Селезнев: ''Пустоту я всегда воспринимаю как вызов''

Проект «Коммуникация» — однозначно эксперимент и испытание

Максим Шер: ''Интереснее находить компромисс через постоянный диалог''